Иконостасы

Святой Георгий Икона Божией Матери Валаамская Спаситель Архангел Михаил

пос. Шишкин лес
Успенский храм. Сергиев Посад
Благовещенский храм в Переславле
Никольский монастырь в Переславле
Апостол Пётр Апостол Павел

Иконостас представляет собою как бы раскрытую книгу, содержание которой начертано в изобразительных образах. В течении всего богослужения молящийся видит перед собою в развернутом виде зрительно воплощенную картину Библии старого и нового Завета.

Непосредственно перед взором верующего, на одной плоскости, легко обозреваемой с любого расстояния, иконостас показывает пути домостроительства Божия, историю человека, созданного по образу Триединого Бога.

Иконостас это – алтарная преграда, разделяющая два мира. Священник  Павел Флоренский пишет: « Иконостас не прячет что-то от верующих – любопытные и острые тайны… – а напротив, открывает им… вход в иной мир… указывает на существование Царствия Небесного».

Алтарная преграда – это граница между видимым и невидимым. Иконостас – это явление Святых и Ангелов, явление небесных  Свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа.

В иконостасных иконах Андрея Рублева композиция разворачивается не в глубь, а ввысь; в них все изображение подчинено духовному началу. Исполинские фигуры, обращенные к центру, четко выделяются на золотом фоне. Лишенные объема, они воздействуют прежде всего своим силуэтом. Лаконизм и обобщенность позволяют воспринимать фигуры с далекого расстояния. Колорит задуман Рублевым как единое целое, чтобы чистый цвет читался как «далевой образ». Этим Мастер достиг потрясающей монументальности. Внутренняя просветленность Рублева, его высокая нравственность и духовность породили совсем особую прозрачность его Образов.

Поэтому «Стоглавый собор», регламентируя поведение иконописцев, требует, чтобы мастерство их было на должной высоте и что бы в своих формах исходило из традиций, придерживаясь прежде всего уровня «пресловущего» из иконописцев Андрея Рублева.